« Спас Нерукотворный. Чудо Cв. Георгия о змие ». Крест нательный. 101.228
-
4 920 р.
- Кресты нательные
- Производитель: Акимов
- Артикул: 101.228
На лицевой стороне равностороннего креста изображен образ Спаса Нерукотворного, на обороте – икона «Чудо Георгия о змие».
Нерукотворный образ Христа был величайшей святыней христианского мира. По Преданию, он чудесным образом отпечатлелся на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. Плат со Святым Ликом хранился в специальном ковчеге в Константинополе, в 1204 году был захвачен крестоносцами и вывезен в Европу. Предположительно долгое время он находился во Франции. Но в 1793 году капеллу, где находилась реликвия, разорили французские революционеры. С тех пор судьба святыни неизвестна.
Нерукотворный образ в течение многих столетий оставался основным, главным и самым чтимым изображением Христа на русских иконах, крестах и церковной утвари. В первую очередь его изображали на предметах личного благочестия: наперсных крестах, иконках и мощевиках. Крест и лик Христа на подобных изделиях были объединены как основные реликвии христианства, оставленные Спасителем. Они оберегали своих владельцев в их повседневной жизни, а также на поле брани. Как знамение победы и защитный символ образ Спаса Нерукотворного помещался на Руси на воинские знамена. Вознесенный над войском Святой Лик представлял собой как бы видение Христа на Небе, предвещающее победу.
С древних времен Православная церковь видела в воинских доблестях не только военный, но и духовный смысл. Каждый христианин, по словам апостола Павла, это воин невидимой брани, взявший оружие Божие, чтобы «стать против козней диавольских» (Еф. 6, 11). Зримым воплощением воинской доблести и победы в битве добра со злом на Руси стала икона вмч. Георгия Победоносца, поражающего змия.
Вмч. Георгий († 303) был римским военачальником. В годы гонения императора Диоклетиана на христиан он объявил себя христианином и добровольно подвергся чудовищным мучениям. На Руси почитание св. Георгия известно уже с XI века. И уже с XII века его стали изображать в образе змееборца и именовать Победоносцем. Иконы, где изображался вмч. Георгий Победоносец, поражающий в пасть змея копьем, толковались как символическое попрание греха, как знамение неизбежной победы добра над злом, Бога над силами ада. В XVI веке образ св. Георгия, поражающего змия, стал частью российской государственной символики. Щит с изображением скачущего на коне вмч. Георгия стал защищать грудь двуглавого орла на гербе Российского государства. Такое же изображение св. воина с XVI века начали чеканить и на русских деньгах (от «копьеносца» произошло слово «копейка»). Золотые монеты с образом св. Георгия стали первой воинской наградой на Руси. Позже самой почетной военной наградой в России сделался Георгиевский крест, который давали только за особую доблесть, проявленную во время сражения.