«Троица. Божия Матерь « Знамение » Крест нательный. 101.016
-
6 700 р.
- Кресты нательные
- Производитель: Акимов
- Артикул: 101.016
Соединенный с кругом крест можно увидеть среди древнейшей, еще языческой, русской символики, где он обозначал солнце. После Крещения Руси древний символ наполнился новым смыслом, став носителем образа истинного Солнца, Солнца Правды Христа. «Солнечные» кресты получили широкое распространение, особенно в новгородских землях. На этих традициях и основывается образ нательного креста с изображением Троицы Ветхозаветной на лицевой стороне и иконы Божией Матери «Знамение» на обороте.
В Ветхом Завете в книге Бытия рассказывается о явлении Бога в образе трех ангелов праведнику Аврааму и его жене Сарре. Бог пообещал Аврааму, что среди его потомков родится Мессия, который спасет людей от грехопадения и ада и вновь откроет для них врата рая. С древности это событие Церковь осмысляет как пророчество о рождении Христа. В иконописи богословски-символическое раскрытие этого сюжета восходит к творчеству прп. Андрея Рублева (XIV — нач. XV в.). Рублев отказался от изображения «гостеприимства Авраама» и создал новую круговую композицию, оставив только восседающих у трапезного стола ангелов. В круговом движении, бесконечно отражаясь друг в друге, ангелы создают образ совершенного Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа.
Два ангела на иконе склонили свои головы перед третьим, благословляющим чашу. Это символическое изображение грядущей крестной жертвы Христа, Божественного Сына. Благословляя чашу, Господь как бы благословляет предстоящую Ему крестную жертву, чашу скорби, которую Ему дано испить за грехи человечества.
С конца XIV века икона Троицы стала праздничной иконой Пятидесятницы, дня, когда на пятидесятый день по Воскресении Христа Святой Дух сошел на апостолов. В народе этот праздник называют «Троица», потому что Третья Ипостась тоже явила Свое действие на земле. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — и дома, и в церкви просят верующие, обращаясь к Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Это трисвятое возглашение крестом написано вокруг образа Троицы на данном кресте.
Пророческой является также икона «Знамение» Божией Матери, помещенная на обороте. На груди воздевшей в молении руки Богородицы предстоит благословляющий Богомладенец. Очерченный кругом, символом Неба и вечности, Он словно только является в лоне Матери, оставаясь ипостасным образом Божественного Сына, Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Иконография следует за видением пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Как вершина пророческих обетований икона «Знамение» с середины ХIV века стала центральной в пророческом ряду русского иконостаса. Она находится прямо над иконой Троицы, стоящей по центру праотеческого ряда.
В сложении иконографии «Знамение» большое значение имеет еще один ветхозаветный сюжет, рассказывающий о битве израильтян с войсками Амалика: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика… И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек имя: Иегова Нисси (Господь знамя мое)» (Ис. 10–11; 12–13; 15). Моисей молился за врученный ему Богом еврейский народ, ведя его по пустыне в землю Обетованную, а Пресвятая Богородица вечно предстоит Богу и молится за все творенье, ведя его из духовной пустыни в Божье Царство. И пока молится Она, пока подняты Ее руки, народы земли будут побеждать в невидимой брани против сил ада.
Самая знаменитая чудотворениями икона «Знамение» находится в Новгороде. Во время битвы новгородцев с суздальцами в 1169 году на этой иконе из глаз Божией Матери, горюющей «о ненавистной розни мира сего», истекли слезы. Празднование чуду установлено 27 ноября. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь почитает Ее как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть стоящую к Богу ближе херувимов и серафимов и всех чинов ангельских. Эти слова написаны на кресте вокруг образа Божией Матери.
Четырехконечный крест показывает образ мира, простирающегося на четыре части света и поднимающегося от земли к Небу, в центре которого находится Бог. В Боге соединяются все концы земли и земля с Небесным кругом. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь» (прп. Иоанн Дамаскин — VII в.).
Размеры: Высота изделия с ушком - 33 мм,ширина - 23 мм,толщина - 4 мм
Средний вес: 12,0 г
Материалы: Серебро 925 пробы,позолота 999 пробы
Техника исполнения: Миниатюрный рельеф,литьё,позолота,чернение.Ручная работа.
Комплектация: Сертификат подлинности